heck_aitomix (heck_aitomix) wrote,
heck_aitomix
heck_aitomix

Categories:

Город солнечных островов и велосипедных прогулок. [2011. Канада. Торонто]

Уже почти две недели в Торонто погодой правит весна. Весна не робкая, не скромная, а наглая, вызывающая, со всех сторон пахнущая летом. Поэтому извлекаю из закромов прошлогодний велосипедно-путешественный репортаж о славном городе Торонто.

То, что Торонто расположен на берегу озера Онтарио, известно всем. А вот, что в состав города входит еще группка маленьких островов, расположенная прямо напротив даунтауна, что на этих островах находятся зоны отдыха, дачи, парки, маяк, нудистский пляж, а еще и городской аэропорт + много чего другого — об этом знают не все. Одним чудным летним днем, когда у нас еще не было велосипедного багажника, а кататься в окрестностях дома уже слегка поднадоело, мы решили психануть и рвануть на Toronto Islandsострова Торонто.




Острова Торонто представляют собой группу островов с забавной и запутанной геологической историей. Изначально все эти острова представляли собой длинный полуостров, соединенный с "большой землей" песчаной косой, и образованный преимущество из осадочных речных пород, намытых сюда с востока, где медленно разрушаются те самые Скарборовские утесы, о которых я писал не так давно.
01.
Карта города Йорка (Торонто) 1818 года. Острова представляют собой длинный полуостров/косу.

Но в середине 19-го века случилась какая-то локальная штормовая вечеринка, приведшая к изменению ландшафта и появлению нескольких каналов, разделивших полуостров на группы островов. В двадцатом веке торонтовчане озаботились будущим архипелага и искусственным образом перекроили географию этого района, построив защитные волнорезы и молы. На сегодняшний день в группе островов Торонто выделяют три крупнейших — Центральный (Centre Island), Алгонкин (Algonquin) и о-в Уорда (Ward’s Island).
02.
Насыпной мол, служащей защитным барьером между неспокойными водами озера Онтарио и хрупким ландшафтом торонтовских островов.<

Отличительной чертой торонтовских островов является тот факт, что эта территория является крупнейшей городской безавтомобильной территорией на североамериканском континенте. За исключением служебных автомобилей, здесь не встретишь других видов транспорта, кроме велосипедов, самокатов, лодок, яхт, каноэ и т.п. Попасть на острова можно по воде — от центральной пристани ходят частые регулярные паромы по трем маршрутам: на восточное побережье, в Центральный парк и на территорию городского аэропорта. Еще туда можно приплыть своим ходом вплавь: на каное, на доске, или по-собачьи. Кроме того, туда хотят морские такси - моторные лодки. Ну и, конечно, по воздуху, прилетев в аэропорт.
03.

Да, в Торонто два аэропорта: крупный международный аэропорт Пирсон, что за городом, и маленький, уютный, островной, но достаточно загруженный и также международный(!) аэропорт имени Билли Бишопа — канадского воздушного аса времен Первой мировой войны, которого я вскользь упоминал в этом репортаже. Но об аэропорте позже.
04.

Итак, на остров ходят паромы. Паромы ходят часто (каждые 15 минут в будние дни, каждые полчаса - в выходные), проезд стоит $7,50. Некрасивым детям и студентам предоставляются скидки. Билет включает в себя оплату проезда в обе стороны и разрешение взять с собой на острова железного друга (не Дровосека, а велосипед). На корабликах, понятное дело, предусмотрены стойки для велосипедов и спасательные жилеты для пассажиров.
05.

Почти 150 лет назад муниципалитет Торонто выкупил земли островов у федерального правительства и взял эту территорию под свою опеку. Был разработан план превращения островов в курортно-оздоровительно-развлекательный комплекс, были выделены участки под застройки домами, отелями, театрами, парками развлечений. На стыке 19-го и 20-го веков на островах проживало уже достаточное количество постоянных жителей, чтобы город принял участие в организации этих поселений в отдельные коттеджные поселки.
Мы начали свое велосипедное путешествие с восточной оконечности островов, где на данный момент находится основная часть жилых коттеджей. Старые деревянные домики, аккуратные участки, тишь да благодать. Странное чувство осознания того факта, что эти коттеджи не имеют ничего общего с моим детством... Но в голове почему-то отчетливо вертится "Пройду по Абрикосовой, сверну на Виноградную и на Тенистой улице я постою в тени..."
06.

Вторая половина 1900-х принесла немало хлопот жителям островов. Муниципалитет занялся реорганизацией этого района в попытке превратить острова в исключительно развлекательно-отдыхательную зону. Это привело к значительному сокращению количества коттеджей, сносу, переносу их в другие части островов, конфликтам с владельцами жилья и участков. После почти 20-летних судебных разбирательств, временную победу одержали жители — в 1993 году был заключен "пакт о ненападении" — Акт, предлагающий жителям продлить аренду земельных участков на следующие 99 лет.
07.

В моем опаленном пост-советскими реалиями воображении сразу нарисовалась картина, в которой город "великодушно" идет навстречу жителям, предлагая им остаться в своих домах, продлив аренду всего лишь на каких-то 99 лет, что, понятное дело, составит немыслимые для тех суммы, и они, не имея возможности себе это позволить, вынуждены будут отказаться от своих коттеджей, получив взамен сосательный леденец на палочке. Каково же было мое удивление, когда я узнал, что согласно этому Акту стоимость аренды участка земли на 99 лет составила от 36 до 46 тысяч долларов! И это на озере Онтарио, с видом на даунтаун Торонто и CN башню, в потрясающе уединенном и восхитительно красивом парке!
08.
Фото островов Торонто из городских архивов. 1929 г. Источник.

Акт ограничивает возможности владельцев продавать/перепродавать свои дома к такие сделки должны осуществляться под контролем специального фонда (Island Trust), что позволяет избежать финансовых и спекулятивных махинаций. Владельцы домов (арендаторы участков) не имеют права завещать или другим образом передавать права на пользованием своим имуществом никому, кроме своих супругов или детей! Любая другая сделка (купля-продажа) осуществляется только фондом, причем организована процедура будет таким образом, что покупатель и продавец не будут владеть публичной информацией друг о друге (то есть просто не будут знать друг друга)! Список желающих купить жилье (на данный момент в нем около 500 человек) не публикуется в открытом виде, и попасть туда можно через лотерею, проводимую раз в несколько лет. Участие в лотерее стоит $110 ($100 вернут, если не попал в список). Каждый год нахождения в этом списке стоит $45. Попав в список, каждый счастливчик получает порядковый номер, и продвигается по списку вверх при выбывании других участников выше него. При выставлении дома на продажу (в среднем 1-3 сделки в год) заявка на жилье становится доступной первой сотне в списке. Если на дом претендуют несколько человек из первой сотни, предпочтение отдается участнику с меньшим номером (тому, кто стоит выше по списку). Т.е. чтобы реально стать владельцем дома на островах, надо пробиться в самый верх, на что может уйти 40-60 лет.
09.
Фото островов Торонто из городских архивов. 1929 г. Источник.

Чтобы добить вас информацией об островитянах, скажу, что им не разрешается сдавать свое жилье на срок больший, чем 2 года в каждый пятилетний период. Они обязаны проживать в своих домах на протяжение (не менее, чем) 220 дней в году. На данный момент их всего порядка 600 человек, проживающих на 262 участках. Они должны мириться с наплывом посетителей островов (более 1,2 млн в год), которые имеют полное право бродить между пляжами и пристанями по улицам поселка. На островах есть канализация, пожарная и медицинская части, школа, два детских садика, церковь, своя станция переработки воды, но нет продуктовых магазинов. Полиция, как и полагается, передвигается или на лодках, или на велосипедах.
10.

Накатавшись по жилым кварталам, мы продолжили свой путь по побережью, по которому разбросаны многочисленные пляжи. На юго-западном краю архипелага располагается официальный нудистский пляж. Мы не стали пугать нудистов своими вспотевшими физиономиями, да и предупреждающие таблички слегка настораживали: "Внимание, дальше начинается территория, на которой ношение верхней одежды считается опциональным".
11.

Вместо этого мы поехали к древнему (по североамериканским меркам) маяку, кстати, самому старому (из ныне существующих) маяку на всех пяти Великих озерах. Построен он был в 1809 году, первым его смотрителем стал некто Джей Пи Рейдан Мюллер.
12.

В 1815 году пьяные солдаты бродили по полуострову в поисках спиртного и в порыве великодушия случайно сильно стукнули старичка-смотрителя, после чего также случайно расчленили его тело и закопали в лесу. С тех пор сменилось немало хранителей маяка (последний дослужил до 1958 года, когда маяк был официально отправлен на пенсию), но, поговаривают, что стоны и всхлипы бедняги Мюллера до сих пор слышны по ночам в окрестностях маяка.
13.

Значительная часть архипелага представляет собой ухоженные парковые территории с пешеходными и велосипедными дорожками. При необходимости посетители могут взять в аренду велосипед (по не очень гуманным ценам) или вот такую велокарету.
14.

Но, конечно, лучше ехать со своими велосипедами. Кататься весь день, купаться на пляжах, отмеченных голубыми флагами, кушать горячих собак, валяясь на зеленой травке.
15.

И все это в 10 минутах от центра Торонто — сурового канадского мегаполиса.
16.

Я, как коренной киевлянин, не мог не вспомнить родной Гидропарк. Ностальгия железной хваткой вцепилась мне в горло и не отпускала до самого конца путешествия. Где рестораны и забегаловки с орущими из динамиков друг на друга Лепсом и Сердючкой или (что еще хуже) с какими-то жутко талантливыми живыми исполнителями?
17.
На фото видны велосипедные стоянки (веселые круглые загогулины).

Где алкоголь и шашлыки из домашних питомцев, чебуреки в кипящем масле на каждом углу?
18.
Барбекю (американские шашлыки) разрешены только в специально отведенных для этого местах.

Где семечки, блин? Где пьяные толпы под каждым деревом, выбравшими городской парк семейного отдыха для празднования своего всенепременно-водки-по-самые-уши дня рождения? Толпы, обычно окруженной горами своего же мусора, который проще свалить под деревом, чем отнести на мусорку?
 19.

Возможно, я был маленький и глупый, но в моей детской памяти отложились воспоминания того, что в Гидропарк когда-то ходили, чтобы покататься на каруселях, поиграть в бадминтон или городки, поесть мороженое на палочке...
20.

Острова Торонто — это обязательная для посещения достопримечательность города. Кстати, именно отсюда открывается тот самый, так легко узнаваемый вид на береговую линию города Торонто.
21.
22.
23.

Ну вот уже под конец нашего путешествия мы добрались до аэропорта Билли Бишопа. Это небольшой аэропорт, обслуживаемый одной авиакомпанией Porter, которая осуществляет рейсы не только по Канаде, но и в США. Аэропорт был открыт в 1939-м году на месте бывшего парка аттракционов и спортивной арены. В годы Второй мировой войны использовался в качестве летной школы для будущих воздушных асов. Аэропорт становится все больше и больше восстребован, и периодически поднимаются вопросы о дополнительных способах сообщения между городом и островом. Идею автомобильного моста откинули давно. В прошлом году ходили слухи о принятии решения прокопать туннель. Теперь вот ждем.
24.

Помимо осуществления официальных гражданских авиаперевозок аэропорт на островах является центральным и излюбленным аэропортом у пилотов малой авиации.
25.

Конечно, рассказ об островах был бы неполон без упоминания многочисленных марин и пристаней. Яхты, лодки, парусники. Упомянул. 
26.

На островах расположен один из самых старых и, чего уж там скромничать, один из лучших яхт-клубов Торонто - Королевский Канадский Яхт Клуб (Royal Canadian Yacht Club), основанный в 1852-ом году.
Листая в прошлом году журнал о Канадской регате, я обнаружил, что больше половины участников и победителей оной состоят в этом клубе.
27.

На самой южной точке острова, разделяя два пляжа, стоит огромная бетонная конструкция. От центрального острова попасть на неё просто - прямиком между фонтанами от моста, идти на юг. Как огромный капитанский мостик, она уходит далеко в воду, летом сумасшедшие мальчишки прыгают с неё в воду озера, а в целом, эта дорожка, шириной в полосу автобана, просто излюбленное место прогулок влюбленных парочек и гостей города. Деревянные перила изрезаны сердечками, урны полны обертками от мороженого... И мало кто знает, что конструкция эта - ещё один причал. В 1930-х корабли под паром возили людей из Рочестера в Торонто. Шикарные паромы на угле работали между Канадой и Америкой до 50-х годов. А потом перестали. Но уже в 1990-ом году разговоры о возобновлении сервиса привели к появлению парома "Бриз". И в 2004 корабль, способный развивать скорость в 82 морских миль в час (больше 150 км/ч) был спущен на воду. И вот та вот гулятельная набережная (см. фото №16), откуда видно даунтаун, и была построена именно для него. Уже в сентябре сервис был остановлен из-за финансовых проблем. Вторая попытка оживить его была в 2005-ом, третья потом в 2006-ом, пока в 2007-ом году Рочестерская компания не продала наш корабль в Германию возить пассажиров между Испанией и Марокко... И похоже так оно и останется. Потому что есть Портер. Flying refined.
28.

Вдоволь накатавшись, получив массу удовольствия, мы погрузились на паром и вернулись на большую землю.
29.

В завершении поста отмечу, что по нашим велосипедным прогулкам и организации велосипедного транспорта в Торонто я с удовольствием напишу отдельную статейку. Хоть и не Амстердам, но тоже достаточно велосипедный город. А так как наш городской велоопыт по сути начался прошлым летом, то и учиться нам приходится на собственных ламерских ошибках. Так уж случилось, что в эту замечательную вылазку на острова мы поехали, не имея велобагажников. Мы весело, с песнями и прибаутками, загрузили велосипеды в нашу непригодную для этого машину, причем справились с этим заданием за 15 минут. В итоге наш багажник выглядел примерно вот так:
30.

На пути в даунтаун на одном из светофоров с нами поравнялась машина, на крыше которой гордо примостились два велика, и третий был закреплен сзади на велобагажнике. Я стыдливо отвел в сторону глаза, т.к. пассажиры соседнего авто с интересом рассматривали богатый интерьер нашей бедной "версы"... Веселье началось по окончании поездки, когда изрядно уставшие и накатавшиеся мы вернулись с парома на стоянку. Оказалось, что за время гуляния по островам велосипеды успели подрасти — они ни в какую не собирались помещаться в машине. Мы потратили не менее 50 минут и двух ведер матерных слов на то, чтобы украсить внутренний интерьер чистой машины аутентичными следами шин, свежей землей и травой. На следующий день мы пошли в магазин и купили велобагажник. Поэтому следующая велопоездка выглядела уже так:
31.

Традиционные остатки фотографий, не влезших в статью.

32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
Staronto


П.с. Выражаю огромную благодарность gaoh за предоставление дополненительной информации на тему поста.



Еще немного о Торонто:

Город белых скал.

Город горных рек.

Электростанция.

Королевские скачки.

Вуфсток-2011.

Трамвайное депо.
Tags: [путешественное], [фото], Канада, Торонто
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 71 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →